AquaFlore.RU

Ароидные: от болота до аквариума

Прогулки по ручьям Анталийского побережья: в поисках афаниусов

Вторая волна коронавируса, запланированная на осень, достигла берегов столицы точно в срок и внесла свои коррективы в жизни горожан. И мы не стали исключением. Мечты об азиатских странах и тропиках, где не ступала нога человека, разбились о ковидную реальность. Отпуск был запланирован на ноябрь, и проводить его в Москве совсем не хотелось, а потому было принято решение о покупке тура в Турцию. Привлекательность этой идее придавал и тот факт, что в этой стране мы не были ни разу, если не считать короткой поездки зимой в туристический Стамбул. Определившись с местом, отелем и датами поездки, я посетила фишбэйс (сайт https://www.fishbase.se/) и была приятно удивлена, увидев, что эта страна является родиной нескольких видов небольших карпозубых рыбок рода афаниус (Aphanius). В то же время расстраивал тот факт, что расположение биотопов на карте страны тяготеет к центральной ее части, совсем не туристической.

Восточный афаниус (Aphanius mento). Этой небольшой рыбке семейства Карпозубые мы посвятили почти половину нашего отпуска в Турции. И причина такого внимания вовсе не в ее особой красоте, а в том что она оказалась почти неуловима... а дальше уже дело принципа...

Дальнейшее изучение биотопов афаниусов мы продолжили уже из номера отеля. Тогда мы выяснили, что согласно научным статьям (ссылка) пару видов этого рода обитает в озерах, расположенных в нескольких сотнях километров от Анталии, и даже в речках, протекающих через город. Арендовав открытую машину (благо погода нас радовала теплом весь отпуск) и скачав карты Турции на телефон, мы отправились на озеро Гёлькук.

Маленький Suzuki оказался не самым удобным транспортом для поездок в горы. Незакрытый салон очень быстро дал о себе знать сквозняками уже при первом же подъеме, верхний предел скорости в 80 км в час дал нам время все неудобства прочувствовать как следует. Но зато будет чего вспомнить в старости.

Было немного страшно пересекать горные хребты в такой старой машинке, но мы справились и благополучно прибыли к месту назначения. И надо сказать что это того стоило. Озеро с прозрачной водой (pH = 8.4, TDS = 100 м.д.) со всех сторон окружали горы, хвойные деревья обрамляли береговую линию, а чуть дальше уже желтели лиственные деревья – очень красиво! Не удивительно, что это место популярно среди местных жителей, которые приезжают сюда отдохнуть, пожарить шашлык, устроить пикник и полюбоваться на природу.

Озеро Гелькук (Golckuk lake) недалеко от города Испарта находится на высоте более 1000 м над уровнем моря.  Чтобы добраться до него нам пришлось проехать по горным перевалам более 200 км. Все усилия были направлены на поиск афаниуса Aphanius anatoliae, который по научным источникам должен здесь обитать.

В основном берега озера Гелькук (Golckuk lake) лишены береговой растительности, что затрудняет поиск рыбы. Лишь в паре мест растет тростник, где нам удалось выследить и поймать обыкновенных гамбузий (Gambusia affinis).

Что касается ихтиологической щедрости водоема, то здесь не предвиделось хороших перспектив. Рыб не было видно совсем. Мы прошли около километра или чуть больше по берегу, любовались водной растительностью (которую составляла в основном элодея) в прозрачной воде, но не заметили ни одной рыбки. Дойдя до зарослей тростника мы заметили в воде первых мальков, а потом и рыбок покрупнее, но это были интродуцированные гамбузии. Солнце клонилось к горизонту, а нам предстоял не легкий путь домой. Мы очень замерзли на ветру в летней одежде (в горах было значительно холоднее, чем на побережье), и в такой ситуации открытый автомобиль только добавлял неприятных эмоций. По дороге домой мы проверили еще одно небольшое горное озеро, но никого не поймали.

Под водой растительности много, а рыбы совершенно не видно. Среди подводной флоры была обнаружена Уруть колосистая (Myriophyllum spicatum).

Обыкновенная гамбузия (Gambusia affinis) - единственный наш улов на горном озере Гелькук. Это рыбу интродуцировали умышлено для борьбы с малярией.

Огорченные неудачей мы решили изучить водные биотопы возле отеля, но и здесь ничего интересного не обнаружили – все те же гамбузии и стайные храмули, их здесь называют анталийскими барбусами (Capoeta antalyensis).

Анталийская храмуля (Capoeta antalyensis). Максимально зафиксированный размер этой рыбы - 54 см, поэтому ее вполне можно приготовить на ужин.

В другой день мы отправились на квадроциклах к местной достопримечательности – ущелью Гёйнюк. Вдоль ущелья протекала речушка, а финальная точка нашего маршрута располагалась возле плотины, которая формировала небольшой водоем (pH = 7.8, TDS = 150 м.д.). Здесь мы поймали тех же храмуль и полюбовались на водную черепаху. После этого посетили близлежащий поселок, где нашли продолжение предыдущего водоема - быстрый ручей, протекающий под дорогой, ведущей в Анталию. Ручей был густо населен улитками, а из рыб здесь обитали те же храмули и гамбузии.

Небольшая речка в поселке Гейнюк (Goynuk). На карте Турции можно найти много рек, но большинство из них в октябре полностью пересыхают и стоят без воды. Поэтому когда мы находили речку с водой, то это уже была большая удача.

На камнях в воде мы обнаружили множество таких улиток. Goynuk, Turkey.

Следующим объектом нашего интереса стала река в Анталии – Boga Stream River (pH = 8.1, TDS = 250 м.д.), достаточно большая, если судить по карте. А если верить статьям, то здесь должны были обитать заветные афаниусы. Мы спустились к реке и пошли вверх по течению. Так как за лето река обмельчала, то можно было исследовать все ее участки, вызывавшие интерес. Мы приманивали рыб хлебом, пугали сачками, но никого нового кроме невзрачных уклеек здесь не увидели, пройдя не одну сотню метров. Напротив, водная флора, которую составляли рдест, жеруха, дербенник, осоки и тростники, была очень живописной и представляла отдельный интерес.

Boga Stream - река с плотным песчаным дном, которая впадает в Средиземное море на западных окраинах Анталии. Внешне этот биотоп очень похож на те реки, где должны обитать афаниусы, но найти их здесь нам не удалось.

В реках Турции также, как и России, обитает множества видов уклеек. Возможно, в реке Boga Stream плавает следующий вид уклейки Alburnus baliki, но мы не уверены.

Есть в окраске молоди анталийской храмули (Capoeta antalyensis) золотые отливы. В ходе поездки за высокую подвижность и пугливость мы прозвали их "гольцами".

На мелководье растет Рдест плавающий (Potamogeton natans). Это водное растение широко распространено во всем Северном полушарии.

Еще один представитель пресноводной флоры Середиземноморья - Жеруха обыкновенная (Nasturtium officinale).

Дербенник иволистный (Lythrum salicaria). Этим растением россиян не удивишь, оно растет почти на всей территории России, но в Турции оно здорово добавляет красок выжженым солнцем водоемам.

Наконец мы решили отправиться еще к одной анталийской водной достопримечательности – Дюденскому водопаду. Увидев речку (Duden Stream), которая предвещала встречу с живописным местом, я окончательно потеряла всякую надежду на встречу с заветными рыбками. По своему типу это была стремительная горная река с узким руслом. И если нам не улыбнулась удача даже на спокойной равнинной мелководной реке, то тут рассчитывать явно было не на что. Любая подкормка мгновенно уносилась течением или прибивалась к берегу.

Река Дюден (Duden river) - стремительный водный поток на юге Турции. Несет свои воды с центральных горных районов и впадает в Спедиземное море в городской черте Анталии. На своем пути образует несколько водопадов, один из которых находится на берегу моря, где вода падает с высоты 40 метров сразу в море. Водопады являются одной из главных достопримечательностей Антальи. Для аквариумистов же эта река примечательна тем, что здесь обитает небольшая рыбка Восточный афаниус (Aphanius mento).

Тем не менее, надо заметить, что биотоп этот был очень живописным – в реке буйствовала водная растительность, а вода была прозрачной, картину дополняли корни деревьев, обрамляющих русло реки, среди которых жили крабы. Мы пошли вниз по течению, останавливаясь возле небольших заводей возле берега. В одной из таких заводей супруг увидел группу мелких рыбешек, и мы решили остановиться для фотоохоты. Прикормка, взмах сачком и в наших руках оказались небольшие темные рыбки. Возможно, это мальки Pseudophoxinus antalyae. Продолжая кидать прикормку, я наблюдала за подводными обитателями. И вот – что-то новенькое – я замечаю двух небольших рыбок, отличных как по поведению, так и экстерьеру от остальных жильцов заводи. Вдруг это они, заветные афаниусы! Но сомнения продолжали одолевать – уж больно много неудачных поисков мы оставили за плечами! Наблюдаю за ними и прикармливаю, но природная осторожность не дает им сильно приближаться к берегу. В какой-то момент я не выдерживаю и решаю черпануть сачком в том месте, где они находятся. И вот – заветный улов у нас! Восточные афаниусы (Aphanius mento)! Счастье есть! Высаживаю рыбок в пластиковый стакан из под воды и убеждаюсь в успехе этой рыбалки. Только измученный моими просьбами муж продолжает сомневаться в том, что это действительно заветные афаниусы. Вместе с ними в сачке была щиповка (Cobitis sipahilerae) очень миниатюрных размеров, длиной около 5 см.

Подводное фото реки Дюден (Duden river). Несмотря на стремительное течение в русле, по закраинам можно найти небольшие участки со спокойной водой. Здесь в укрытиях из камней и корней деревьев можно встетить небольших обитателей реки - Восточных афаниусов (Aphanius mento).

Рыба и креветки в сачке. Щиповка Cobitis sipahilerae и малек Pseudophoxinus antalyae. Duden stream, Antalya, Turkey.

Шиповка Cobitis sipahilerae. Рыба была описана лишь в 2017 году. Нам попалась почти взрослая особь. Согласно литературе, максимальный размер для этой рыбы 6-9 см в зависимости от пола.

Уверенности в правильной идентификации этой рыбки у нас нет. Возможно, это малек Pseudophoxinus antalyae.

Долго рассказывать про содержание афаниусов мы не будем, так как это уже было сделано несколько лет назад в журнале Аквариум. Род этот обитает в Средней Азии и населяет самые разные биотопы – и озера и реки, и морские и солоноватые. В нашем случае параметры воды были следующими – pH = 7.7, TDS = 360 м.д. Возможно, нам попались молодые особи или самочки, так как их окрас был весьма скромным и размер совсем не большим – около 4-5 см. Удивительную красоту демонстрируют самцы рыбок этого рода в брачный период, когда почти черное тело покрывается голубыми пятнами. А нетребовательность к условиям обитания делает их желанными обитателями домашнего аквариума.

Хотя и невзрачные, но очень долгожданные афаниусы! Афаниус менто или Восточный афаниус (Aphanius mento). Самки. Самцы у этой рыбы должны иметь более яркую и интересную окраску, но поймать их нам не удалось. Duden stream, Antalya, Turkey.

Пройдя еще пару сотен метров, мы пришли к знаменитому водопаду, несущему воды нашей реки с большого обрыва прямо в море. Действительно живописное место, достойное посещения туристами. Для пущей радости пролетаю по железному тросу над рекой – дух захватывает!

Дюденский водопады (Duden waterfall) - один из символов Анталии. Радугу тут можно увидеть даже в солнечную погоду.

Вы здесь: Главная Рыбки Прогулки по ручьям Анталийского побережья: в поисках афаниусов